Основные условия доставки товаров по соглашению о прямом железнодорожном сообщении (СМГС)

Главная » Полезная информация » Основные условия доставки товаров по соглашению о прямом железнодорожном сообщении (СМГС)
Основные условия доставки товаров по соглашению о прямом железнодорожном сообщении (СМГС)

Соглашение состоит из восьми разделов, в которых регулируется весь комплекс вопросов транспортного процесса - заключение договора перевозки (порядок приема груза перевозки, накладная, исчисление провозных платежей и т.д.), выполнение этого соглашения, порядок его изменения, ответственность железных дорог и д.р. СМГС дополняется рядом тарифов, правил и инструкции.

Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления, и обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз. При этом нормы о порядке планирования перевозок СМГС не содержат, поскольку эта сфера внутреннего законодательства стран-участниц.

Условия перевозок императивны и не могут быть изменены не соглашениями железных дорог, не по договоренности между участниками договора перевозки. К предметам, которые по соглашению допускаются к транспортировке с соблюдением особых условий, относятся - железнодорожный подвижной состав, тяжеловесные, длинномерные и не габаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и другие. Для тяжеловесных, не габаритных и длинномерных грузов СМГС предписывает предварительные согласования условий перевозок.

Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила, например, требования к таре, маркировки; унифицированные нормы предусмотрены также для погрузки и крепления грузов на открытой платформе.

Согласно статьям СМГС, перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.

В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в прямом международном сообщении оформляются документами единого образца - это накладная СМГС.

При транзитном сообщении за транспортировку по железным дорогам страны отправления страны назначения плата взимается также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран - по специальным транзитным тарифам.

Исчисляется же плата по кратчайшему расстоянию между теми пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителя. Но перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции - по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по фактическому маршруту.

Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляется в местной валюте. За перевалку груза в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимается дополнительные сборы. Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в остальных случаях - поставкам транзитных тарифов.

Чтобы организации внешнеэкономического комплекса имели информацию о движении своих товаров, на пограничных станциях выписывают и отправляют в их адрес экспортные и импортные извещения. Экспортное извещение информирует об отправлении экспортного груза за границу; импортное извещение служит свидетельством об отправки поступившего груза получателю. Подготовка и расценка этих документов занимаются транспортно-экспедиторские конторы железнодорожных станций.

Порядок выдачи груза в пункте назначения следующий. По прибытию груза на станцию назначения железная дорога выдает его вместе с накладной получателю только после взимания всех провозных платежей. Причем, по условиям СМГС, ему следует уплатить все суммы полностью, даже если часть груза отсутствует. Сума за недостающий груз может быть получено обратно в претензионном порядке.

Если железная дорога или получатель при проверке состояния груза установят частичную или полную утерю груза либо его повреждение, они составляют коммерческий акт, один экземпляр которого выдается получателю. Но при этом учитываются нормы естественной убыли, также установленные в СМГС. Коммерческий акт представляет основание для материальной ответственности железных дорог и грузоотправителя. Кроме случаев непосредственных порчи, потери и т.д., он может составляться и в случае, если груз и документы оказались разъединенными, а также при превышении провозных платежей и при других нарушениях. Акты составляются при приемке груза как на станции назначения, так и на пограничных станциях.

Поскольку доставка груза в международных сообщениях осуществляется с перегрузкой на пограничных станциях из вагона российского стандарта в вагон европейского стандарта и наоборот, то должно проверяться состояние груза и составляться коммерческие акты о его не сохранности или повреждениях. Отсутствие коммерческого акта создает предположение, что груз был передан принимающим железным дорогам в надлежащем состоянии и они должны нести ответственность при установлении его не сохранности на станции назначения.

Коммерческие акты составляются на бланках определенной формы. По внешнему виду и своему содержанию коммерческие акты соответствуют аналогичному документу, используемому во внутренних сообщениях.

Если недостатки обнаружены на станции назначения, такие документы оформляются до выдачи груза получателю, в день обнаружения не исправности. Если акт составляется на станции отправления или на пограничной железнодорожной станции, то он следует вместе с грузом до станции назначения, а отметка составления акта делается на обратной стороне накладной и дорожной ведомости. Коммерческий акт должен содержать только фактические данные: точное описание груза и не исправности, указания на обстоятельства, при которых была обнаружена не исправность, сведения о вагонах и пломбах. Никаких заключений о причинах неисправности или чьей-либо виновности в акт не вносится. Подписывается акт начальником станции или его заместителем, а также получателем или его представителем.

Грузовые перевозочные документы в международном сообщении (договор ж.д. перевозки)

При международных железнодорожных перевозках документами, выпол-няющими функцию договоров перевозки, являются:

  • накладная СМГС;
  • накладная российско-иностранных железнодорожных сообщений;

Комплект перевозочных документов в международном сообщении называется накладная. Накладная состоит из 5 листов: 1 - оригинал накладной; 2 - дорожная ведомость; 3 - дубликат накладной; 4 - лист выдачи груза; 5 - лист уведомления о прибытии груза, а также необходимого количества дополнительных экземпляров дорожной ведомости, предназначенной для дороги отправления и по одному экземпляру для каждой транзитной дороги, участвующей в перевозке. Листы 1, 2, 4 и 5 накладной сопровождают груз до станции назначения. Лист 3 (дубликат накладной) возвращается отправителю после заключения договора перевозки.

Договора железнодорожной перевозки между Россией и Турцией, Ираном, Афганистаном, Австралией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой оформляются соответствующими накладными. По своим реквизитам эти накладные полностью соответствуют накладной СМГС и составляются по аналогичным правилам. Существенным отличием является то, что если накладная СМГС составляется на русском и английском языках, то накладные железнодорожных сообщений - на русском и языке соответствующей страны.

В соответствии с положением СМГС, перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца.

Комплект накладной СМГС состоит из пяти листов.
1. Оригинал накладной - сопровождает доставку от станции назначения и выдает получателю вместе с листом уведомление о прибытии груза и самим грузом;
2. Дорожная ведомость - сопровождает доставку до станции назначения и остается на дороге назначения;
3. Дубликат накладной - выдается отправителю после заключения договора перевозки;
4. Лист выдачи груза - сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения;
5. Лист уведомления о прибытии груза - сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом накладной с грузом.

Кроме того, заполняется необходимое число дополнительных экземпляров дорожной ведомости для дороги отправления, транзитных дорого, для нужд таможенных органов.

Отправитель одновременно с предъявителем груза к перевозке для каждой отправки должен представить станции отправления накладную и ее дубликат, заполненные и подписанные. Они идентичны по содержанию и фор-ме, но выполняют различные функции. Накладная после наложения календар-ного штемпеля станции отправления служит доказательством заключения договора перевозки и основным перевозочным документом. Дубликат накладной является подтверждением заключения договора перевозки и распиской железной дороги в принятии груза к перевозке. Этот документ остается у грузоотправителя и является основным при изменении договора перевозки и предъявлении каких-либо требований к железной дороге.

Накладную и ее дубликат заполняет грузоотправитель. Он вносит в них сведения, касающиеся груза, получателя, станции отправления, станции назначения, выходных пограничных станций, через которые следует груз.

Остальные графы накладной, обведенные жирной чертой на лицевой стороне (это такие сведения, как номер вагона, номер отправки, номер пломб), и все графы на обратной стороне заполняют работники дороги. Все данные надо писать разборчиво чернилами или печатать на машинке, либо наносить штемпелем. Исправление записей не допускается. При необходимости изме-нить сведения заполняется новый бланк накладной. В исключительных слу-чаях изменения и дополнения сведений допускаются, но делаются за под-писью соответствующего работника железной дороги и заверяют штемпелем.

Накладная должна быть заполнена с соблюдением всех условий СМГС. Так, в качестве отправителя или получателя груза может быть названо только одно юридическое или физическое лицо. Выходные пограничные станции отправления и транзитных стран, через которые должен следовать груз, указывается в накладной отправителем. Причем, по возможности он должен указывать те пограничные станции, расстояние перевозок, через которые от станции отправления до станции назначения является кратчайшим.

Особые требования предъявляются к наименованию груза: его следует указывать точно и достаточно полно. После наименования груза надо указывать номер позиции, к которой он отнесен в соответствии с номенклатурой товаров данного тарифа. Опасные грузы принимаются к транспортировке под тем названием, которое указано в специальном приложении к СМГС. Во всех остальных случаях допускается наименование груза по внутреннему тарифу дорог страны отправления или назначения. Если же в номенклатуре тарифов такого наименования груза нет, то дается то название, которое известно в торговле.

Поле приема груза к транспортировке вместе с накладной в качестве доказательства заключения договора перевозки на всех листах накладной и на всех дополнительных экземплярах дорожной ведомости станция отправления ставит свой календарный штемпель. На обратной стороне накладной большинство разделов предназначено для расчета провозных платежей отдельно по дороге отправления, транзитным дорогам и дороге назначения.

Допущенные отправителем неправильности, неточности заполнения накладной могут привести к засылке груза, задержках его в пути, задержке вагонов под погрузочно-разгрузочными работами, дополнительным расходам, увеличению срока поставки и т.д. Поэтому специальная статья СМГС предусматривает, что отправитель несет ответственность за правильность сведений в накладной. Ответственность носит материальный характер и выражается в штрафах различных размеров.

Дорожную ведомость составляет станция отправления по данным, содержащимся в накладной, и в полном соответствии с ней. Если по внутренним правилам железной дороги отправления все перевозочные документы представляет отправитель груза, то одновременно с накладной и ее дубликатом он заполняет и дорожную ведомость. Корешок дорожной ведомости остается на дороге отправления и служит документом, подтверждающим прием груза к перевозке провозных платежей.

Накладная и один экземпляр дорожной ведомости следует с грузом до станции назначения, где накладную выдают грузополучателю, а ведомость остается на дороге назначения как документ, подтверждающий выполнение договора перевозки, выдачу груза и факт уплаты провозных платежей. Дорожная ведомость представляет основной документ для учета перевозок.

В пути следования перевозочные документы вносятся сведения об операциях с грузом (перегрузка на пограничной станции в вагон другой колеи, проверка состояния тары, проверка состояния груза и т.д.). В документах проставляется также время прохождения груза пограничных станций. Все эти данные заверяются подписью работников дороги и календарным штемпелем станции.

Сопроводительные документы, касающиеся выполнения в пути таможенных, санитарных, ветеринарных и других формальностей, отправитель прикладывает к накладной, перечисляя их в соответствующей ее графе. В остальных случаях в накладной делается отметка, что прилагать дополнительные документы не требуется.

Заполнение накладной

Данные, вносимые в накладную, должны быть написаны разборчиво чернилами, шариковой ручкой, на пишущей машинке, выполнены типографским способом или нанесены штемпелем.

В накладной отправитель должен указать выходные пограничные станции страны отправления транзитных стран, через которые следует груз.

Отправитель по возможности указывает те пограничные станции, расстояние перевозки через которые от станции отправления до станции назначения является кратчайшим. Для транзитных дорог указываются только те пограничные станции, которые приведены в МТТ.

Получателем или отправителем груза может быть только одно физическое или юридическое лицо. Не допускается внесение в накладную графу ''Получатель, почтовый адрес'' данных без наименования получателя и его адрес.

Прием груза к перевозке

Грузы, принятые к перевозке от одного отправителя по одной накладной на одной станции отправление одному получателю на одну станции назна-чения, считаются отправкой.

По вагонной отправкой считается партия груза, предъявленная по одной накладной, для перевозки которого по объему или роду груза требуется отдельный вагон. Мелкая отправка считается предъявленной по одной накладной груз, общая масса брутто которого не должна превышать 5 тыс. км. И под перевозку которого по его объему или роду не требуется отдельного вагона.

Отправка крупнотоннажного контейнера считается предъявленной по одной накладной груз для перевозки в крупнотоннажном контейнере или крупнотоннажный контейнер в порожнем состоянии.

Не допускается к перевозке в одном вагоне:
- несколько повагонных отправок; - повагонные отправки совместно с мелкими;
- повагонные отправки совместно с отправкой крупнотоннажного контейнера;
- отправки крупнотоннажного контейнера вместе с мелкой отправкой.

Договор перевозки считается заключенным с момента приема станции отправления груза и накладной к перевозке. Прием к перевозке удостоверяется положением на накладную календарного штемпеля станции отправления.
К таре, упаковке, маркировке, погрузке, определению массы и количеству мест груза, пломбирования вагонов применяются требования, изложенные в основном курсе - дисциплине ''Организация грузовой и коммерческой работы''.

Сопроводительные документы, прикладываемые
к накладной в международных перевозках

Отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и др. правил на всем пути следования груза, а также, в случае необходимости сертификат и спецификацию.
Все сопроводительные документы, прикладываемые отправителем к накладной должны быть им поименованы в накладной в графе ''Документы, приложенные отправителем'' и прикреплены к накладной так прочно, чтобы они не могли разъединиться в пути следования.

Если отправитель не приложит к накладной документа, дающего право на вывоз груза за границу, то он обязан в накладной в графе ''Особые заявления отправителя'' указать название документа, его номер и дату выдачи, а также таможню, в которую он направил этот документ.

Если отправитель не приложил к накладной сертификат или спецификацию, то он обязан сделать в графе ''Документы, приложенные отправителем'' в накладной отметку о том, что приложение этих документов не требуется.
Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной. Отправитель несет ответственность перед железной дорогой за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводи-тельных документов, также и за правильность сведений и заявлений, помещенных им в накладной



Пособие для дистанционного обучения по курсу "Международные перевозки" ©2003 НФ РГОТУПС