Базисные условия поставок "Инкотермс-2000"

Главная » Полезная информация » Базисные условия поставок "Инкотермс-2000"
Базисные условия поставок "Инкотермс-2000"

Условия доставки товара в международной торговле являются составной частью контрактов купли-продажи. Содержание условий на доставку товаров зависит от задействованного в перевозке вида транспорта, характера товара, вида международной сделки, действия международных договоров, соглашения и обычаев и определяется базисными условиями поставки товаров, в частности, конкретным базисом, сформулированным в данном контракте купли-продажи.

Базисные условия контрактов определяют:

  • обязанности продавца и покупателя по организации и осуществление операций по доставке товара по донному
  • контракту;
  • момент перехода рисков потери, порчи и утраты с продавца на покупателя (момент окончания обязательств продавца);
  • обязанности сторон по оплате расходов, связанных с доставкой товара по контракту (оплата логических операций).

Содержание и толкование позиций, входящих в базис поставки при заключение и исполнение договора международной купли-продажи регулируются рядом нормативных актов. Прежде всего, это конвенция ООН о договорах купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Этот документ подписали около 50 государств, в том числе Россия, Украина, Белоруссия и др. стран СНГ.

Национальное законодательство отдельных стран также содержит нормативные акты, регулирующие условия договоров.

Наиболее широко в практике мировой торговли применяются Правила толкования торговых терминов, определяющих содержание базиса, которые разрабатываются международной торговой палатой. Последняя редакция таких Правил носит название инкотемс-2000. С правой точки зрения этот документ:

  • имеет факультативный или рекомендательный характер. Поэтому стороны, использующие его условия в своей работе, должны делать ссылку на этот документ;
  • положение ИНКОТЕРМС по многим вопросам имеют общий характер, предлагая лишь принципиальный подход или решения. В связи с этим сторонам контракта необходимо уточнять и конкретизировать детали взаимных обязанностей;
  • стороны по контракту имеют право формулировать и применять любые условия поставок, отличающиеся по ИНКОТЕРМС. Однако при этом все пункты контракта должны быть четко оговорены и зафиксированы в письменной форме;
  • в связи с широким признанием ИНКОТЕРМС во всех странах мира при заполнение таможенных документов в графе "Условия поставки", как правило, требуется указание базисных условий контрактов именно в соответствии с толкованием ИНКОТЕРМС;
  • так как торговые термины используются в различных регионах мира, на их толкование влияют особенности и обычаи.
    Поэтому стороны при заключение контракта должны информировать друг друга о соответствующих обычаях в толкование условий.

Всего в ИНКОТЕРМС-2000, также как и в предыдущей редакции Инкотермс-1990, содержаться 13 базисных условий:

1. С завода в поименованном пункте (Ex Works… Named Place) (EXW). По данному базису продавец выполняет свои обязательства по поставке, когда он передает товар в распоряжение покупателю у себя на предприятии (заводе, складе, плантации). При этом товар должен быть подготовлен продавцом для отправки в транспортабельном состоянии (полностью готов к отгрузке). Подает транспортное средство к погрузке и организует погрузку товара покупатель. Покупатель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежит таможенная очистка и получение экспортной лицензии.

2. Свободно у перевозчика в поименованном пункте (Free Carrier… Named Place) (FCA). Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, прошедшего таможенную очистку, с момента его передачи в распоряжение перевозчика в поименованном пункте. Чаще всего этим поименованным пунктом является грузовой терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт). По инкотермс-2000 у продавца есть возможность выбора: продавец может поставить товар на своем предприятии (предположим, на предприятии имеется железнодорожная колея), и тогда он отвечает за погрузку товара на транспортное средство перевозчика; или доставить за свой счет товар на терминал магистрального транспорта, где перевозчик за счет покупателя разгружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца. Данный базис предполагает участие в перевозке любых видов транспорта, включая смешанные перевозки.

3. Свободно вдоль борта судна в поименованном порту отправления (Free Alongside Ship…Named Port of Shipment)(FAS). Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По инкотермс-2000 обязательства по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце. Ранее это было обязательство покупателя.

4. Свободно на борту в поименованном порту отгрузки (Free on Board… Named Port of Shipment) (FOB). Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риски или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистки товара от пошлин для экспорта. Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

5. Стоимость и фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost and Freight… Named Port of Shipment) (CFR). При данном базисе поставки продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца покупателю в момент перехода товара через поручни судна в порту отправления. В соответствии с базисом CFR на продавце лежат обязательства по очистке товара от пошлин. Данный базис применяется только при водных перевозках (морской, речной транспорт).

6. Стоимость, страхование, фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost, Insurance, Freight… Named Port of Shipment) (CIF). Продавец несет те же обязанности, что и при базисе CFR, но он обязан также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пересылает полис вместе с другими документами получателю. Данный базис применяется только при водных перевозках.

7. Провозная плата оплачена до поименованного пункта (Carriage paid to… Named Place of Destination) (CPT). По данному базису продавец оплачивает стоимость доставки товара до поименного пункта в стране назначения.
Риск утраты, порчи, хищения и т.д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления. Данный базис применяется при перевозках любым видом транспорта, в том числе в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление таможенной очистки.

8. Провозная плата и страхование оплачены до поименованного пункта (Carriage and Insurance Paid to… Named Place of Destination) (CIP). По этому базису продавец несет те же обязанности, что и по базису CPT, но с тем дополнением, что продавец должен обеспечить страхование от рисков порчи. Утраты. Хищения во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара.

9. Постоянно на границе в поименованном пункте (Delivered at Frontier… Named Place) (DAF). Обязанности продавца считаются выполнены, когда товар очищен от таможенных пошлин и поступает на пограничный пункт страны отправления. Имеется ввиду автомобильный и железнодорожный переход на границе. Данное условие предназначено для применения при перевозках по железной дороге или автотранспортом.

10. Оставлено с судна в поименованном порту (Ex Ship… Named Port) (EXS). Обязательства продавца считаются выполненными с момента поставки товара в распоряжение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Таможенная очистка товара осуществляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при перевозках водным транспортом.

11. Поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте (Ex Quay (Duty Paid… Named Port of Destination) (DEQ). Обязательства продавца считаются выполненными при поставке товара с момента его предоставления покупателю на причале. Таможенная очистка товара осуществляется продавцом. В соответствии с новой редакцией Инкотермс-2000 таможенная очистка товара и получение импортной лицензии осуществляется покупателем. В предыдущей редакции Инкотермс-1990 эта обязанность лежала на продавце.

12. Поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте (Deliverd Duty Unpaid… Named Place of Destination) (DDU). Продавец считается выполнившим свои обязанности с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Продавец несет все расходы по оплате расходов по доставке и все риски по уплате, хищению и пр., связанные с доставкой товара. Расходы по уплате таможенных пошлин лежат на покупателе. По инкотермс-2000 расходы по разгрузке прибывших транспортных средств лежат на покупателе.

13. Поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте (Deliverd Duty Paid… Named Place of Destination) (DDP). Продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления товара в поименованном пункте в стране назначения. Продавец несет все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товара. Продавец оплачивает все экспортные и сборы, включая таможенные пошлины страны назначения. Покупатель оплачивает расходы по разгрузке прибывших транспортных средств.

Рекомендации по применению базисных условий поставки:

Выбор того или иного базисного условия поставки в контрактной деятельности может основываться как экономической целесообразности, так и на иных соображениях. Если продавец не хочет брать на себя никаких обязательств по доставке товара. То он. Довольствуясь минимальной ценой, пытается заключить договор на условии EXW - "с завода". Такую же позицию может занять покупатель, настаивая на применении условий "поставлено с оплатой пошлины" или "поставлено без оплаты пошлины", DDP или DDU соответственно.
Однако чаще всего выбор того или иного условия поставки связан со способам доставки товара. Рассмотрим привязку базисов поставки к различным видам транспорта.

При эксперте товара морским видом транспорта рекомендуется применять условия FOB или FAS (последний - для перевозки генеральных грузов на линейных ролкерных суднах). Такой выбор объясняется сложностью техники осуществления фрахтовых операции. И, наоборот, при импорте товаров морским путем покупателю было бы удобно, чтобы товар был доставлен в порт его страны, т.е. следует применять условия CIF, DES, DEQ.

При экспорте товара железнодорожным транспортом для продавца было бы наиболее удобным заключить контракт на условии "франко вагон пограничная станция", исключив, таким образом, расходы по перегрузочным операциям.
При импортных железнодорожных перевозках покупателю предпочтительно условие DAF, возглавляющее на продавца обязанности и расходы по выполнению перегрузочных операций из вагонов одной колей в вагоны другой.

В целом базисы DAF и "франко вагон пограничная станция" неудобны для применения, особенно для продавца. Российские экспортеры товара в страны Западной Европы не могут пользоваться при железнодорожных поставках условием CIP, так как не могут проплавить провозные платежи по железным дорогам стран, входящим в зону международных Бернских грузовых конвенций - CIM-COTIF. Поэтому они вынуждены пользоваться условиями DAF или "франко вагон пограничная станция".

При поставках как экспортных, так и импортных товаров автомобильным транспортом рекомендуется применять условие поставки CIP, учитывающие специфику автомобильных перевозок, при которых практикуется предварительная оплата провозных платежей.

При экспортных воздушных перевозках рекомендуется применение условия FCA, при импортных - CIP. Данный выбор может быть обоснован аналогией при рассматривании морских условий поставки.

При поставках товаров несколькими видами транспорта в прямом смешанном сообщении (интермодальные перевозки) наиболее применимым и эффективным является условие CIP.

Иногда стороны договора купли-продажи пользуются уловками, с помощью дополнительных оговорок специально изменяя формально установленное в контракте базисное условие поставки. Например, стороны договорились об использовании базиса CIF, но затем по настоянию покупателя в текст была внесена оговорка о том, что приемка товара по количеству и качеству будет производиться на судне в порту назначения и что подтверждать поставку будет не чистый бортовой коносамент, а акт сдачи-приемки. Внесение таких поправок фактически означает поставку товара на условии DES, что при сохранении оговоренной цены товара, безусловно, выгодно покупателю.
Необходимо признать, что при заключении каждого контракта выбор базисного условия поставки должен быть многократно обдуман и аргументировано обоснован.



Пособие для дистанционного обучения по курсу "Международные перевозки" ©2003 НФ РГОТУПС