CIM- СОTIF

CIM- СОTIF

Страны Западной Европы являются участниками Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам - МГК. Это соглашение - одно из старейших в Европе : оно было заключено еще в 1890 году в Берне (Швейцария) , и потому его часто называют Бернской конвенцией. Бернские грузовые конвенции - основная норма международного частного права в отношении договора железнодорожной перевозки в странах Европы.

Первоначально в ней участвовало 9 европейских государств, в том числе и Россия. В настоящее время ее участниками выступают 33 государства, большинство из них - страны Европы ( и, в частности, Восточной Европы ) , а также ряд стран Азии и Северной Африки. Россия в этой конвенции пока не участвует.

Международная конвенция - это межправительственное соглашение. В соответствии с этим документом , для разрешения вопросов, связанных с ним, один раз в пять -шесть лет созывается специальная конференция.

В мае 1980 года на очередной конференции по по пересмотру Бернских конвенций была осуществлена крупная реформа этих международных документов - принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках - COTIF. В части , касающейся организации перевозок оно базируется на положениях МГК, за исключением отдельных вопросов. Так , упрощен порядок применения правил о группировке партий грузов , несколько сокращены сроки доставки грузов , введены специальные положения о порядке предоставления к перевозке мелких отправок. С тех пор объединенное Соглашение "Бернские международные грузовые конвенции " принято именовать CIM- COTIF. Исполнение нового соглашения возложено на Организацию международного железнодорожного транспорта ( СOTIF ) со штаб-квартирой в Берне.

Странами - учредителями были выработаны Единые правовые предписания для договора о международной перевозке грузов по железным дорогам (CIM ). При перевозке грузов применяется накладная единого образца - накладная СIМ , реквизиты которой примерно аналогичны накладной СМГС.

Договор международной железнодорожной перевозки груза в странах Западной, Центральной и Южной Европы регулируется CIM - COTIF , а в России и странах СНГ - СМГС.

Общие положения СМГС и CIM - COTIF.

В отношении условий договора международной железнодорожной перевозки груза СМГС и CIM - COTIF содержат ряд похожих положений.

1. Положения СМГС и CIM - COTIF применяются для перевозок грузов по железным дорогам стран-участниц. Железные дороги обязаны принимать и осуществить перевозку грузов . если отправитель соблюдает предписанные правила. Новые правила перевозок устанавливают такую обязанность, однако, только в отношении повагонных отправок.

2. При необходимости сохранность перевозимых грузов должна быть обеспечена соответствующей тарой или упаковкой. Железная дорога вправе не принимать грузы, не удовлетворяющие этим требованием.

3. Масса и порядок ее определения регламентируются правилами и процедурами железной дороги отправления.

4. Прием груза к перевозке и его погрузка , а также выгрузка груза и выдача его получателю производятся , соответственно, по обычаям дороги отправления и дороги назначения.

5. CIM - COTIF определена форма железнодорожной накладной , которая разработана в рамках МКЖТ. Если отправитель в накладной не указал, что будет сам осуществлять таможенные формальности, то их ( по умолчанию ) производит железная дорога.

6. Железные дороги стран - участниц конвенций несут солидарную ответственность за сохранность груза и соблюдение сроков доставки момента приема груза к перевозке первой дорогой до момента выдачи его получателю последней.

7. Перевозчик несет ответственность как за утрату транспортных и переданных ему отправителем товаросопроводительных документов, так и за их ненадлежащее использование .

8. Железные дороги , кроме того , отвечают за последствия невыполнения указаний отправителя относительно изменений условий договора перевозки груза.

9. Железные дороги не несут ответственности за количество (массу ) груза, перевозимого в исправном вагоне или контейнере , если он был принят и сдан за исправными пломбами грузовладельца или таможни.

10. Железным дорогам предоставлено право взыскивать штрафы с грузовладельцев за простой вагонов , а также в случаях, когда препятствия для передвижения грузов вызваны виной последних ( нарушение условий перевозок , неправильное оформление транспортной документации ).

Отличия СМГС и CIM - COTIF.

Некоторые положения CIM - COTIF принципиально отличаются от соответствующих правил и условий СМГС
1. Железные дороги могут договариваться об осуществлении перевозок через определенные пограничные станции и страны транзита без получения санкций своих правительств, но с уведомлением Центрального бюро OTIF и соответствующей публикацией в международных тарифах.

2. Так же как по СМГС , провозные платежи определяются по национальным и транзитным тарифам. Однако если ряд национальных железных дорог заключили соглашения о сквозных тарифах, то тогда перевозки могут оплачиваться по таким тарифам, называемыми союзными.

3. Национальные железнодорожные администрации могут сами ( без правительственных санкций ) заключать между собой особые соглашения о снижении тарифов и предоставления иных преференций, если льготы будут предоставляться клиентам, находящимися в сопоставимых условиях.

4. Деление отправок на повагонные и мелкие не устраняется, Характер отправок определяется для всего пути следования груза исходя из правил, действующих в стране отправления. Стимулируется укрупнение мелких грузовых партий в повагонные и контейнерные отправки.

5. Конвенциями не установлена обязанность получателя принимать доставленный ему груз от железной дороги, это его право.

6. Сроки доставки установлены в пределах каждой национальной железной дороги. Однако за национальными железными дорогами оставлено право вводить для отдельных сообщений специальные сроки доставки.

7. В случае просрочки в доставке груза свыше двух суток против срока железная дорога должна выплатить штраф в размере 0,1 % от провозных платежей.

8. В случае несохранной перевозки железная дорога обязана составить акт, являющийся в некотором смысле аналогом коммерческого акта СМГС.

9. Установлен предел ответственности железных дорог за повреждение порчу, полную или частичную утрату груза.
10. Введены специальные положения об ответственности железных дорог при доставке сопровождаемых автомобилей.

11. Если несохранная перевозка или нарушение сроков доставки груза вызваны умыслом перевозчика , то он теряет право на применение Правил по ограничению ответственности, а при наличии грубой вины размер возмещения может быть больше полного размера убытков.

12. Досудебная ( претензионная ) процедура рассмотрения споров между грузовладельцем и железной дорогой является факультативной. Необходимость такой процедуры определяется законом страны суда, в котором будет предъявлен иск о данной международной перевозке .

13. Срок исковой давности равен одному году, а при наличии умысла в действиях перевозчика увеличивается до 2 лет.

14. Возможна процедура арбитражного решения споров.

15. В отличие от других международных соглашений CIM-COTIF содержит норму о том, что при отсутствии необходимых положений в правилах перевозок , дополнения к ним в международных тарифах применяется национальное право страны в которой в которой полномочное лицо осуществляет свои требования.

Организация перевозок между странами СНГ и Европой

Поскольку Россия и страны СНГ не являются участниками СОТIF, то перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом международном железнодорожном сообщении невозможны. Поэтому они осуществляются с помощью посредников, которые занимаются переотправкой российских внешнеторговых грузов и составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В соответствии с СМГС , функции посредников взяли на себя железные дороги стран-участниц СМГС, которые в свою очередь участвуют в СОТIF . Это страны Восточной Европы: Чехия, Словакия , Польша, Венгрия , Румыния, которые участвуют как в СМГС, так и в СОТIF .

При отправке экспортных грузов в западноевропейские страны грузоотправители России и стран СНГ выписывают накладную СМГС и адресуют ее начальнику выходной пограничной станции вышеназванных стран. На пограничной станции происходит переотправка груза по адресу получателя и выписывается новый документ - накладная СIМ , по которой груз следует уже до конечной станции назначения. Все сведения из накладной СМГС переносятся в накладную СIМ. Аналогичный способ оформления перевозочных документов применяется в обратном направлении.
Поскольку перевозки в сообщении СМГС осуществляются на основании двух самостоятельных договоров перевозки , при следовании грузов по территории стран-участниц СМГС ответственность железных дорог возникает по правилам этого соглашения , а в дальнейшем - по правилам СОТIF. Соответственно, претензии и иски к железным дорогам должны предъявляться отдельно по каждому из этих договоров и притом только их участниками


Пособие для дистанционного обучения по курсу "Международные перевозки" ©2003 НФ РГОТУПС