Ж.д. перевозки и регулирование тарифов в международном сообщении

Главная » Полезная информация » Ж.д. перевозки и регулирование тарифов в международном сообщении
Ж.д. перевозки и регулирование тарифов в международном сообщении

Основная особенность международных перевозок - их конкурентный характер. Поскольку экономическая целесообразность конкурентной внешнеторговой (экспортной или импортной) перевозки определяется конъюнктурой на товарных рынках, величина тарифов объективно ограничена уровнем мировых цен, которые складываются исходя из соотношения между платежеспособным спросом и предложением с учетом транспортного фактора. Влияние транспортного фактора особенно велико в экспорте и импорте наиболее дешевых сырьевых и топливных грузов, с низкой себестоимостью.

В целом конкуренция, связанная с доставкой внешнеторговых грузов, перевозимых разными видами транспорта или в железнодорожном сообщении администрациями разных стран на параллельных направлениях, между странами-экспортерами и импортерами определяется различиями в конечной цене товаров на мировых рынках.

Поэтому роль конкурентных факторов в формировании тарифов на внешнеторговые перевозки значительно больше, чем для внутрироссийских перевозок.

В то же время тарифы на внешнеторговые перевозки должны иметь достаточно стабильный характер, чтобы их применение обеспечивало выполнение внешнеторговых контрактов с оплатой в твердой валюте. Поэтому в отличие от тарифов, действующих на внутрироссийский перевозки, ценообразование на перевозки внешнеторговых грузов не должно зависеть от инфляционных и других дестабилизирующих факторов на внутреннем рынке.

Тарифом, действующим на железнодорожном транспорте России при международных перевозках, является Международный транзитный тариф (МТТ), являющийся приложением к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС).

Участниками СМГС являются Россия и страны СНГ, а также страны: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния. Следует заметить, что если раньше (до 1992 года) МТТ, как транзитный тариф, применялся только при транзитных перевозках по территории названных стран, то теперь этот тариф применяется при внешнеторговых перевозках стран и СНГ, независимо от того, идет ли груз только по железной дороге за границу или с перевалкой, например в морском порту. МТТ применяется также Эстонией, Латвией и Литвой, хотя эти страны не являются участниками СМГС.

Например, МТТ будет применяться как для железной перевозки в любую Западноевропейскую страну через Брест или какой-либо другой железнодо-рожный переход (Лужайка - на границе с Финляндией, Чоп - на границе с Венгрией и Словакией) и в любую страну СНГ (Украина, Казахстан, Азербайджан), так и для перевозки груза между Москвой и Петербургом (или любым другим портом России), если в дальнейшем груз пойдет за рубеж. В равной степени МТТ будет применяться при транзитных перевозках грузов российской внешней торговли через территорию Эстонии, Латвии, Литвы и стран СНГ (например, в Молдавию через территорию Украины; в Таджикистан, Узбекистан, и Киргизию по территории Казахстана).

Данный тариф применяется также при перевозках грузов российской внешней торговли в страны Западной Европы, не участвующие в СМГС, транзитом по территории всех стран-участниц СМГС и стран Балтии.

Приложением к СМГС является также Единый транзитный тариф, но он практического значения для российского бизнеса не имеет, т.к. применяется только для грузов Монголии и Китая, идущих транзитом через территорию России.
Принципы построения МТТ такие же, как и при тарифах внутренних перевозок. Также применяются общие и льготные тарифы, также делятся они по родам отправок и формам построения.

Провозная плата должна исчисляться по кратчайшему расстоянию между теми пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции - по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по фактичес-кому маршруту.

Для обеспечения скоординированной тарифной политики железнодорож-ными администрациями стран СНГ и Балтии в 1993 г. была создана в качестве постоянно действующего органа Тарифная конференция. На основании ее решений всем железнодорожными администрациями подписано тарифное соглашение, упорядочивающее взаимоотношения с грузовладельцами, что позволяет сохранить единое тарифное пространство. Контроль за соблюде-нием положений тарифной политики осуществляет Валютно-тарифный комитет (ВТК) МПС России.

На пятом заседании тарифной конференции, состоявшейся в январе 1997 в г.Алматы (Казахстан) при участие железнодорожных администраций стран СНГ, стран Балтии и Дирекции совета по железнодорожному транспорту СНГ, была согласованна тарифная политика на перевозки внешнеторговых грузов между всеми участниками. Было определено, что базисные ставки тарифов не должны меняться чаще, чем два раза в год. Железные дороги имеют право вносить изменения и дополнения в тарифные ставки с уведомлением всех заинтересованных организаций не менее чем за два месяца вперед. Ставки за перевозку транзитных и экспортно-импортных грузов рассчитываются в швейцарских франках, кроме перевозок по Транссибирской магистрали, ставки которые рассчитаны в долларах США. Определена единая система предоставления экспедиторских и количественных скидок. Договоренности, достигнутые в Алматы, действуют по настоящее время.

Необходимая стабильность рассматриваемых тарифов достигается тем, что они выражены в свободно конвертируемых валютах (СКВ). В связи с этим Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" определил, что тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В 1993 г. государства СНГ приняли Тарифное соглашение на перевозку грузов в международном сообщении, регламентирующее порядок установления международных тарифов, на основании которого ежегодно совместно принимают единую Тарифную политику.

На тарифных конференциях не менее чем за два месяца до введения принимается Тарифная политика железных дорог стран - участниц Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год (ТП СНГ). Железнодорожные администрации, исходя из принятой ТП СНГ, устанавливают тарифную политику на перевозки грузов в международном сообщении в пределах своего государства. Тарифную политику Российских железных дорог (ТП РЖД) на очередной фрахтовый год принимает и объявляет в открытой печати - газета "Гудок" - МПС России.

Ставки тарифной политики на внешнеторговые перевозки установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) в швейцарских франках. Ставки тарифной политики не включают в себя НДС и дополнительные сборы.

Принимая во внимание необходимость стабильного осуществления внешнеэкономических связей, ТП СНГ содержит достаточно жесткий регламент изменения уровня тарифных ставок и сборов. Железнодорожные администрации - участницы тарифного соглашения имеют право на повышение уровня ставок и дополнительных сборов Тарифной политики за перевозки по своим железным дорогам не чаще двух раз в течение фрахтового года (а он совпадает с календарным) с уведомлением всех причастных не позднее, чем за два месяца. Из этого правила имеются два исключения. Во-первых, изменение правил и ставок МТТ дает право на внеочередное внесение изменений в ТП. Во-вторых, аналогичную роль играет решение Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ


Пособие для дистанционного обучения по курсу "Международные перевозки" ©2003 НФ РГОТУПС