Тарифная политика РЖД

Главная » Полезная информация » Тарифная политика РЖД
Тарифная политика российских железных дорог

Тарифы на перевозки внешнеторговых (экспортных и импортных) грузов устанавливаются в виде так называемой тарифной политики и специальных ставок.

Тарифная политика представляет собой основной документ, определяющий сферу действия, правила применения, порядок регулирования (изменения) международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы.

На тарифных конференциях не менее чем за два месяца до введения принимается Тарифная политика железных дорог стран - участниц Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год (ТП СНГ). Железнодорожные администрации, исходя из принятой ТП СНГ, устанавливают тарифную политику на перевозки грузов в международном сообщении в пределах своего государства. Тарифную политику Российских железных дорог (ТП РЖД) на очередной фрахтовый год принимает и объявляет в открытой печати - газета "Гудок" - МПС России.

Ставки тарифной политики на внешнеторговые перевозки установлены на базе международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) в швейцарских франках. Ставки тарифной политики не включают в себя НДС и дополнительные сборы.

Принимая во внимание необходимость стабильного осуществления внешнеэкономических связей, ТП СНГ содержит достаточно жесткий регламент изменения уровня тарифных ставок и сборов. Железнодорожные администрации - участницы тарифного соглашения имеют право на повышение уровня ставок и дополнительных сборов Тарифной политики за перевозки по своим железным дорогам не чаще двух раз в течение фрахтового года (а он совпадает с календарным) с уведомлением всех причастных не позднее, чем за два месяца. Из этого правила имеются два исключения. Во-первых, изменение правил и ставок МТТ дает право на внеочередное внесение изменений в ТП. Во-вторых, аналогичную роль играет решение Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ.

Специальные ставки представляют собой так называемые аккордные тарифные ставки, которые устанавливаются дорожной администрацией, в России - МПС России, в конкретных корреспонденциях для строго определенных наименований грузов. Спецставки, по существу, являются разновидностью исключительных тарифов и устанавливаются по конкретным соображениям. Согласно ТП СНГ, спецставки могут устанавливаться на перевозки грузов через несколько стран - участниц тарифного соглашения. Такие спецставки называют сквозными. ТП СНГ приводиться особый порядок согласования специальных сквозных ставок на перевозку грузов по железным дорогам - участницам Тарифного соглашения.

Специальные сквозные ставки согласовываются железнодорожными администрациями с учетом перспективности направления перевозки, привлечения грузопотока с других видов транспорта, осуществления пробных отправок, перевозки гуманитарных грузов и т.д. Перечень таких оснований согласовывается заинтересованными железными дорогами.

Спецставки выражены в долларах США за тонну или за контейнер. Они могут включать в себя налог на добавленную стоимость (НДС).

Сфера действия ТП СНГ и спецставок устанавливаемых в СКВ, распространяется на предприятиях и организации, которые заключили договоры с железнодорожными администрациями - участниками тарифного соглашения на перевозку грузов и международном сообщении.

Оплата внешнеторговых перевозок по российским железным дорогам может осуществляться не только в валюте ТП - швейцарских франках, но и в долларах США. В ТП существует специальный порядок пересчета валют при внесение платежей за перевозки грузов.

Курс пересчета швейцарских франков в доллары США определяется исходя из среднего соотношения швейцарского франка и доллару США по данным агентства "Рейтер" за последние три месяца, предшествующие его объявлению. Курс пересчета объявляется централизованно Управлением делами Тарифной политики Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО МПС России) на первое число каждого квартала не позднее, чем за месяц до его введения.

Курсы пересчета швейцарских франков или долларов США в иные валюты устанавливаются национальными железнодорожными администра-циями.

Принципы построения тарифной политики. Факторы, учитываемые при расчете ставок ТП.

Рассматриваемые тарифы применяются на перевозки внешнеторговых грузов в сообщениях между странами СНГ , в том числе транзитом по истранам Содружества, а также из стран СНГ в третьи страны и в обратном направлении ( " третьими "называют государства , не входящие в СНГ , т.е. страны дальнего зарубежья и Балтии : Литва , Латвия , Эстония )

Тарифной политикой Российских железных дорог ( ТП РЖД ) приняты ставки МТТ , к которым последовательно и многократно применяется серия коэффициентов и так называемых индексов. Эти коэффициенты и индексы устанавливаются в ТП РЖД в целях приближения уровня и формы построения МТТ , европейского типа к условиям экспортно-импортных перевозок по отечественным железным дорогам. Среди важных отличий более высокая загрузка вагонов ( до 70 тонн ) по сравнению с европейскими железными дорогами, где имеются 2-х и 3-х осные вагоны с пониженной грузоподъемностью ( 20-25 тонн ), а также несравнимо большая дальность.

Если средние расстояния экспортно-импортных перевозок в Восточной и Центральной Европе не превышают 500 км , то по РЖД внешнеторговые грузы следуют, как правило , с дальностью 4-7 тыс. км. Поэтому применяемые в МТТ пределы дифференциации провозной платы не подходят для российских условий и требуют установления корректирующих коэффициентов.

Ставки ТП РЖД формируются на основе ставок МТТ с помощью нескольких групп коэффициентов.

Учет дальности в установлении ставок ТП РЖД

Первая группа коэффициентов в ТП РЖД применяется к ставкам МТТ в зависимости от дальности . Как правило , их значение меньше единицы.

Коэффициенты в зависимости от дальности значительно различаются по видам грузов. Наибольшее их понижение предусмотрено для 20- футовых контейнеров , что во многом связано с конкуренцией автотранспорта, особенно на коротких и средних расстояниях.

Учет массы отправки в формировании ставок ТП РЖД

Вторая группа коэффициентов отражает снижение себестоимости перевозки в зависимости от загрузки вагонов. В отличие от Прейскуранта 10-01 , в ТП как и в МТТ оплата повагонных отправок производится потонным способом , т.т. умножением ставки на округленный вес груза в вагоне. При этом в ТП РЖД существуют 2 ограничения по тарифному весу ( кроме наливных в цистернах ) , который принимается для таксировки провозной платы.

1 ограничение - это общее для всех грузов ограничение повесовой категории отправки. Плата определяется за вес не менее значения весовой категории.

2 ограничение , дополнительное , установлено по углю, руде, лесоматериалам, металлолому и др. в виде минимальной весовой нормы загрузки вагона (в зависимости от конкретного наименования груза ), которая является нижним пределом для взимания провозной платы. Такое правило в ТП РЖД вызвано необходимостью достаточно полного использования вместимости и грузоподъемности вагонов, не допуская их недогруза и нерационального использования парка подвижного состава.

Другие группы коэффициентов для расчета ставок ТП РЖД.

-- Приведенные ограничения не распространяются на перевозки в рефрижераторных вагонах, контрейлерах, автомобилевозах, для которых имеются определенные особенности в расчете провозных плат.
-- Провозная плата за перевозки грузов в универсальных контейнерах определена за каждую физическую единицу - контейнер, независимо от фактического веса груза в нем.

-- Дополнительной мерой , способствующей снижению стоимости перевозки наиболее массовых и относительно дешевых грузов , служит понижающий коэффициент 0,9 - для угля , руды, удобрений, кокса, торфа и др.
Рассчитанные с применением соответствующих коэффициентов провозные платы по ТП РЖД публикуются ЦФТО МПС России на каждый фрахтовый год в виде отдельного прейскуранта , который содержит развернутые по расстояниям таблицы с готовыми ставками плат в шв. франках на тонну или контейнер.

К публикуемым базовым ставкам ТП РЖД дополнительно применяются коэффициенты , объявленные на фрахтовый год ив порядке текущего регулирования как правило на квартал.

В ТП РЖД с помощью коэффициентов поощряется перевозка внешнеторговых грузов в собственном или арендованном предприятиями или организациями подвижном составе.


Пособие для дистанционного обучения по курсу "Международные перевозки" ©2003 НФ РГОТУПС